Комплекс из 6 качеств творческой личности образующих единую систему (по Г.С. Альтшуллеру)
X
Комплекс из 6 качеств творческой личности образующих единую систему (по Г.С. Альтшуллеру)
X
«Гениальность должна быть нормой»
Альтшуллер Г.С., рассказ «Опаляющий разум»
Вопросам творчества, талантливости и т.п. посвящен гигантский объём литературы – начиная с древнегреческих авторов…
По данным Г.С. Альтшуллера, современной творческой личностью можно назвать человека, обладающего не одним, а целым комплексом качеств, цитируем:
«Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею решения. Но идею надо разработать, доказать её новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги «Жизнь - поиск», Борис Фёдорович Данилов писал: «Создание новшества идёт примерно по четырём этапам. Обдумывание идеи - это нелегко. Добиться её признания значительно труднее. «Обжелезить» и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще».
Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так - по четырем этапам - резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют - и немалые. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью (я бы сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.
Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют «умением держать удар». И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности - минимально необходимый «творческий комплекс».
1. Прежде всего нужна Достойная цель - новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъёмкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришёл к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шёл к цели (один штрих: а. с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. - по заявке, сделанной ещё в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц. В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А. А. Любищев. Это регулярный учёт выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходится начинать с нуля. М. К. Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошёл в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трёх часов в день. Картотека В. А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения»... Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приёмов. Не случайно многие задачи, решённые в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.